Семиотическая концепция культурного ландшафта как методологический фрейм исследования пространственной организации общества

Лавренова Ольга Александровна
доктор философских наук, кандидат географических наук, ведущий научный сотрудник ведущий научный сотрудник отдела культурологии ИНИОНа РАН, почетный член РАХ, президент Международной ассоциации семиотики пространства и времени (IASSp+T), Москва, Россия
olgalavr@mail.ru

Аннотация
Социум самоорганизуется в пространстве с учетом многих факторов — рельефа, ресурсов, возможностей логистики, экономических перспектив и социальных структур. Культура также имеет свое пространственную самоорганизацию, которую изучают географы и культурологи. Весь комплекс территориальной самоорганизации человека в пространстве описывает теория культурного ландшафта, который включает в себя равно как материальные, так и нематериальные проявления культуры на земной поверхности. Следующий шаг в теоретизировании — понимание того, что вся деятельность человека имеет семиотический аспект. Любой объект может иметь смыслы, отличные от его прямого назначения и функциональности, и самоорганизация общества в пространстве может читаться как сообщение и текст, имеющих нелинейную экспоненту. Места и объекты осмысливаются, переосмысливаются, физически и семиотически зачищаются (например, свержение памятников или их осквернение), пересоздаются заново в новой системе приоритетов и смыслов. С другой стороны, создание смыслов может предшествовать конструированию новых экономических объектов, как, например, строительство БАМа было окружено ореолом героизма и потому привлекало достаточное количество рабочей силы. Или создание легенды о месте может превратиться в умелый маркетинговый ход и привлечь потоки туристов. Представление о территории как о семиотической структуре помогает понять основные принципы организации культурного, социального и даже экономического пространства.

Ключевые слова: пространственный анализ, культурная география, культурный ландшафт, семиотика
Made on
Tilda