Интерактивное кино и геймификация форм актерского существования: ключевые триггеры воздействия на культуру и общество

Зорин Артем Николаевич
доктор филологических наук, профессор кафедры общего литературоведения и журналистики НИУ СГУ им. Н.Г. Чернышевского, главный редактор журнала ГИТИСа «Театр. Живопись. Кино. Музыка», Москва, Россия
art-zorin@yandex.ru

Мохаммед Виждан Аднан Мохаммед
кандидат филологических наук, ассистент кафедры кино и театра Университета Диялы, Баакуба, Ирак
wejdan_8484@yahoo.com

Аннотация
Интерактивное кино, одно из наиболее динамично развивающихся направлений индустрии компьютерных игр, расширяет представление о возможностях актера в процессе его интерактивного воздействия на восприятие сюжета и героя игроком. Создателями игры уже востребован максимальный диапазон возможностей актера традиционных форм сценической/экранной игры по законам психологического театра (школа Станиславского и ее производные). Интенсивность и многозадачность актерского существования в интерактивном кино начинает превышать нагрузку, характерную для классического кино и телесериалов. От определения правил и законов виртуального взаимодействия фигуры актера и зрителя, представленных в разнообразии исследований компьютерного моделирования и когнитивистики, намечаются подходы к пониманию трансформации законов работы артистов классических школ в условиях интерактивного потенциала игры, смены акцентов зрительского восприятия — с пассивного наблюдения к активному переживанию ситуации. Это должно скорректировать в том числе и педагогические принципы обучения актерскому мастерству. Рост возможностей интерактивного кино и потенциал его воздействия на формирующиеся цифровые метавселенные сейчас начинает осмысляться не только как вызов предельным возможностям традиционной методологии театральных школ, но и через широкую актуализацию на компьютерном экране открытий и поисков перформативной эстетики и партиципаторного искусства. Таким образом общеэстетическая и сюжетная близость видеоигр киномейнстриму компенсируется проникновением в них элементов авангардного театра и музейного акционизма. Осмысление вариантов воплощения видеоигр в интерактивном кино распространяет локальный опыт коммуникативного взаимодействия актёра/актора с игроком как активно действующей фигуры на перформативное пространство игры с гигантской аудиторией. Это рождает широкий запрос молодого поколения театральных зрителей на иммерсивное сценическое действие.

Ключевые слова: Интерактивное кино, актерское мастерство, перформативная эстетика, партиципаторный/иммерсивный театр
Made on
Tilda